Хотите, перезвоним?
Заполните форму, и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Нажимая "Отправить", вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности
  1. Дебет и кредит
Эти ребята – Инь и Янь бухгалтерии. Они, как и многие другие бухгалтерские термины, пришли из роддома современного учета – Италии. Именно там в 1494 г. был издан первый известный учебник по бухучету – «Трактат о счетах и записях» Луки Пачоли. А за сотню лет до того итальянские бухгалтеры уже активно применяли описанные в нем приемы. В итальянский язык, в свою очередь, дЕбет и крЕдит (не путать с кредИтом) попали из латинского. Debet – на латыни означает «он должен» (нам денег). Credit – «он верит» (нам в долг). Отсюда и современные бухгалтерские термины «дебиторская задолженность» (должны нам) и кредиторская задолженность (должны мы). Соответственно, дебитор – это наш должник, а кредитор – тот, кому должны мы. Но современные термины «дебет» и «кредит» описывают не только долги. Со времен Луки Пачоли они прошли путь до универсальных бухгалтерских категорий, при помощи которых описываются любые события жизни компании, которые можно измерить деньгами.

В современной бухгалтерии для учета отдельных видов активов, обязательств, капитала, доходов и расходов используются счета. Основные средства учитываются на одном счете, нематериальные активы на другом, прибыли на третьем и т.д. На счет записывается денежная оценка имеющегося у компании объекта. Например, если у вас есть офисное здание, которое стоит 50 млн. руб., то на счете «Основные средства» будет 50 млн. руб.

Графически счет можно представить как вот такую двухстороннюю таблицу. Ее называют «Т-счет» или «самолетик» за характерную форму. Суммы, отражаемые по стороне счета, увеличивают, либо уменьшают стоимость учитываемого на нем объекта. Дебетом называется левая сторона счета, в зависимости от вида счета записи по ней могут означать увеличение или уменьшение стоимости объекта. Кредитом – правая сторона с зеркальным функционалом. Любая операция в бухучете отражается по дебету одного и кредиту другого счета.

2. Капитальное уравнение
Сумма активов равна сумме пассивов. Нарушение этого равенства означало бы, что у вас есть актив из ниоткуда или источник ничего. Невыполнение закона сохранения материи в отдельно взятой компании. Закон сохранения для бухучета описывается капитальным уравнением:

Активы = Капитал + Обязательства

Такая запись означает, что любой актив профинансирован либо собственными, либо заемными пассивами. Больше активам взяться неоткуда. Если вы купили актив – возникнет кредиторская задолженность, которую необходимо будет оплатить. Если получили от учредителей – увеличится сумма уставного капитала. Даже если актив получен в подарок, в пассиве его стоимость будет записана в прибыль.

На капитальном уравнении основан бухгалтерский баланс. Это форма бухгалтерской отчетности, которая показывает какие активы есть у компании и из каких источников они появились.
3. НДС
НДС – это второй по сложности исчисления налог в России. Сложнее только налог на прибыль. Но базовый механизм его довольно прост. На любую продажу продавец обязан накрутить налог, после чего покупатель платит ему цену плюс НДС. Когда покупатель сам выступает в роли продавца – он делает точно так же. Но продавец не оставляет налог себе – это государственные деньги, которые ему доверено собрать. До 25 числа каждого месяца НДС перечисляется в бюджет. То есть предприниматель выступает в роли кондуктора в автобусе, который ведет Мишустин.

Пример 1.

Компания «Уральские баристы» покупает кофейные зерна и делает из них кофе. Поставщик продает зерна за 100 руб. Но из-за 20% НДС традиционным уральским ремесленникам придется заплатить ему 120 руб. (100 руб. цена + 20 руб. налог) Кофе они продают уже по 300 руб. Однако, конечному покупателю он обойдется в 360 руб. Ибо 60 руб. – государевы деньги, их нужно отдать хозяину.

А дальше начинается магия. Когда продавец был покупателем, он платил НДС с покупки кофе. В нашем примере - 20 руб. Эти деньги в бюджет перечислил предыдущий продавец. Государству лишнего не надо – всего оно хочет получить 20% от конечной цены товара. Поэтому в бюджет перечисляется разница между полученным и уплаченным НДС. Точнее, между НДС, который должен уплатить конечный покупатель и НДС, который предъявил к оплате предыдущий продавец. Это принципиальное уточнение. К нему еще вернусь.

Вся тяжесть налога ложится на последнего в цепочке покупателя, который платит полную сумму налога и ничего не может возместить. Обычно это физлица. Так что НДС на самом деле – налог с населения, а не с бизнеса.

Пример 2.

Баристы из предыдущего примера должны заплатить 60 руб. НДС государству и 20 руб. – поставщику зерен. Итого 80 руб. Откуда берутся эти деньги? Следите за руками.

- 60 руб. налога заплатит баристам покупатель кофе

- 20 руб. налога заплатят баристы продавцу зерен

- 40 руб. заплатят баристы в бюджет (60 руб. – 20 руб.)

Итого баристы заплятят 60 руб. НДС и столько же они получат от покупателя.

Налоги, которые финансируют одни, а перечисляют в бюджет другие, называются косвенными. В России, кроме НДС, так работают акцизы.

Почему же предприниматели не любят НДС? Есть две причины.

1️. Берешь чужие и на время. Отдаешь свои и насовсем. Профинансировав государственными деньгами операционку, к дате уплаты НДС понимаешь, что денег нет. Хотя, фактически, это беспроцентный кредит от государства, который тебе несут его граждане.

2️. То самое уточнение. Если наложить на долги денежный поток, ситуация выглядит не так радужно.

Пример 3.

Кофе покупателю баристы отдали под честное слово или поручительство банка. А продавец зерен уверен, что доверие к клиенту лучше всего повышает стопроцентная предоплата. Поэтому 20 руб. НДС уже уплачено продавцу, а 60 руб. еще не получены от покупателя. С налоговиками договариваться бессмысленно: наступает 25 число и ударники капиталистического труда платят в бюджет 40 руб. своих кровных за того парня (с учетом вычета). Тоже беспроцентный кредит – только покупателю. А ведь эти деньги могли работать.

В завершение о том, почему НДС – актив. Актив – это не весь НДС, а только та его часть, которую компания должна заплатить продавцу. Его называют «НДС по приобретенным ценностям» или «входящий НДС». В нашем примере - 20 руб. Фактически это дебиторская задолженность государства. Ее не получить деньгами, но на нее можно будет уменьшить долг перед бюджетом. Потому и актив.
4. Доходные вложения в материальные ценности
В международной практике термин "доходные вложения в материальные ценности" (ДВМЦ) не используется – чисто российское ноу-хау. Ближайший аналог – это инвестиционная недвижимость (Investment Property). ДВМЦ – это основные средства, купленные или произведенные для передачи в аренду. То есть это просто часть основных средств, которую от остальных отличает предназначение.

Пример:

Каршеринговая компания приобретает два одинаковых автомобиля. На первом будет ездить директор. Второй станет каршеринговой тачкой – его можно будет арендовать на несколько минут или часов, чтобы съездить по делам. Первый – основное средство. Второй – доходное вложение в материальные ценности.

В российских реалиях ДВМЦ чаще всего встречаются в балансах лизинговых компаний. Лизинг – это разновидность аренды. Второе его имя – финансовая аренда. От других видов аренды лизинг отличается тем, что арендодатель приобретает основные средства по поручению арендатора, а затем сдает ему и получает лизинговые платежи. Арендатор получает основные средства без их покупки, а арендодатель закладывает свой интерес в сумму лизинговых платежей. Многие думают, что лизинг подразумевает обязательный выкуп арендатором основного средства. Ничего подобного – статья 19 федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" разрешает так поступать, но это лишь опция. Ее можно прописать в договоре лизинга, по желанию сторон. Арендаторы часто рассматривают лизинг как альтернативу кредиту на покупку основных средств, что и породило миф.

В декабре прошлого года Минфин утвердил Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». В нем много новаций, но их нужно разбирать не на уровне словарика. А ДВМЦ как бухгалтерский термин, скорее всего, через несколько лет уйдет в историю. Аналогичный по смыслу актив в новом стандарте называется «Инвестиции в аренду».

Студия Артемия Лебедева изобразила ДВМЦ вот так. Художники Лебедева, конечно, молодцы, но ДВМЦ – это не картина Рубенса, ожидающая подорожания для перепродажи, а КамАЗ, который вы купили, чтобы сдать в аренду дальнобойщику.
5. Активы
Если смотреть на бухучет глазами тети Маши, то активы - это имущество компании. На самом деле, у любой сложной проблемы есть легкое неправильное решение. И это тот самый случай. Активы - это ресурсы, контроль за которыми компания получила в результате прошлых событий, способные приносить ей экономические выгоды. Звучит сложно? Сейчас переведу.

Активы и имущество компании часто совпадают. Но так происходит не всегда. Ключевая характеристика имущества - право собственности. Для активов главное - способность приносить компании экономические выгоды.

Пример 1.

У вас есть старый гнилой сарай в лесной глуши. Пользы от него никакой: даже на дрова уже не разобрать, не то что хранить в нем что-то. При этом право собственности зафиксировано в "зеленке". Это имущество, но не актив.

Пример 2.

Вы взяли в аренду торговый центр, который сдаете в субаренду владельцам магазинчиков. Право собственности на торговый центр осталось у его владельца, но вы получаете экономические выгоды от наличия контроля. Пока действует договор аренды, торговый центр - ваш актив, но не имущество.

Как видите, наличие имущества для компании не всегда полезно. Гораздо важнее иметь активы. Чего вам и желаю!