Хотите, перезвоним?
Заполните форму, и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Нажимая "Отправить", вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности
Гениальный штаб

Выдыхаем и пишем: как отвечать на требования из налоговой

Получить требование о предоставлении пояснений или документов - неприятное событие для организации или ИП. Но не стоит впадать в панику. Бухгалтер-консультант Александр Труханов рассказывает, что делать, если вы получили требование ИФНС.
Александр Труханов, бухгалтер-консультант «Гениальный штаб»

Получить требование о предоставлении пояснений или документов - неприятное событие для организации или ИП. Но не стоит впадать в панику. Рассказываю что делать, если вы получили требование ИФНС.

Налоговая может выставить требования по различным причинам. Вот наиболее распространенные:

  • ошибки в декларациях;
  • низкая налоговая нагрузка;
  • большой удельный вес налоговых вычетов;
  • встречная проверка вашего контрагента

Надо ли отвечать на требования ИФНС


Ответить на требование инспекции необходимо в установленный срок. Обычно он указан в самом требовании. В соответствии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ, срок исчисляется в рабочих днях, в требовании не указано, что в календарных днях. Если требование было направлено по телекоммуникационным каналам связи, налогоплательщик должен подтвердить получение требования электронной квитанцией о приеме в течение 5 рабочих дней после отправки требования инспекцией. Если этого не сделать, налоговики могут заблокировать расчетный счет.
Если не представить требующиеся документы в срок, налоговая выставит штраф по ст. 126 НК РФ, в размере 200 руб. за каждый непредставленный или представленный с опозданием документ. А если в течение 12 месяцев организацию уже привлекали к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличится вдвое. Директор также может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Прежде чем начинать готовить пояснения по расхождениям в декларации или собирать пакет подтверждающих документов, необходимо проверить требование налоговой на правомерность. Следует помнить, что требование ИФНС это документ определенной формы, содержащий необходимые данные.

В каждом виде требования должно быть указано:

  • основание для выставления требования. Инспекция должна указать причину выставления требования со ссылкой на статью НК РФ;
  • корректные реквизиты налогоплательщика, которому направлено требование;
  • если это требование о представлении пояснений, указывается причина его выставления. Из требования должно быть понятно, что должен сделать налогоплательщик;
  • если это требование о представлении документов, должно быть указано, какие именно документы и за какой период нужны. У налогоплательщика должна быть возможность идентифицировать запрашиваемые документы;
  • срок исполнения требования.

При несоблюдении инспекцией правил оформления и содержания требований о предоставлении документов или пояснений можно вежливо ответить отказом, ссылаясь на нарушения. Также отказать в предоставлении документов (пояснений) можно, если:

  • требование выставлено в рамках камеральной проверки, которая окончена;
  • налоговая требует документы (пояснения) в рамках проверки декларации, в которой отсутствуют ошибки или противоречия;
  • запрашиваются документы, которые предоставлялись в инспекцию ранее
Как написать ответ на требование ИФНС

При ответе на требование организации необходимо сформировать и передать пояснения в ИФНС в течение установленного срока. Письмо составляется в произвольной форме с указанием получателя ответа, наименованием ответчика и ссылкой на реквизиты требования ИФНС. Также желательно указать исполнителя и его контакты. Ответ на требование о предоставлении пояснений может быть подан:

  • через систему электронного документооборота с использованием ЭЦП;
  • курьером;
  • непосредственно в инспекцию с регистрацией в канцелярии.
Ответ на требование по декларации по НДС должен формироваться в электронном виде, если организация по законодательству должна сдавать отчет через электронный документооборот.

Если налогоплательщик уверен, что в поданной им отчетности неточностей и расхождений быть не может, то в разъяснении необходимо указать, что в декларации или отчете за указанный период ошибок не содержится. В том случае если ошибки все же были допущены, налогоплательщик может представить уточненную налоговую декларацию с исправленными ошибками.

Нестандартные требования ИФНС

Кратко рассмотрю некоторые нестандартные требования ИФНС.

Требование ИФНС на иностранном языке

Редкость, но при получении такого требования в ИФНС стоит направить ответ в течение пяти дней. В ответе нужно указать, что у организации нет возможности ознакомиться с требованием и исполнить его, так как оно составлено на иностранном языке, а также попросить выслать это требование на русском языке.

Требования погасить несуществующую задолженность по налогам, штрафам, пеням

В организацию может прийти требование погасить задолженность по налогам или оплатить пени и штрафы, которые она не должна. Подобные ошибки часто встречаются при смене программного обеспечения в ИФНС. При обращении в налоговую для сверки расчетов ошибки устраняются и необоснованные долги убирают. Не лишним будет и выслать ответ налоговой на поступившее требование. В нем необходимо сообщить, что указанная задолженность у организации отсутствует и приложить платежное поручение на оплату налога, задолженность по которому указана в требовании.

Требование на пояснения по контрагентам, с которыми организация не работала

Например, кто-то подал декларацию по НДС и заявил вычет по поддельному счету-фактуре с данными вашей организации. Такое может произойти и из-за ошибки в базе налоговой. В первую очередь необходимо убедиться, что вы действительно никого не забыли включить в декларацию. Если все верно, письменно сообщите в ИФНС, что ошибок в отчетности нет и никаких сделок с этим контрагентом не было.

Бывают и обратные случаи - при проверке декларации программа инспекторов ищет парный счет-фактуру (покупателя и поставщика) и выясняет, что вы начислили и уплатили НДС, а покупатель вычет не заявил.

В данной ситуации вы можете ответить, что ошибки в декларации отсутствуют и счета фактуры отражены в книге продаж верно, приложив к ответу договор и подтверждающие сделку документы. Покупатель вправе заявить вычет НДС по товарам, работам и услугам к вычету в течение трех лет.

Так что требование ИФНС - это не "черная метка", а всего лишь часть диалога с государством. Чтобы этот диалог не стал монологом государства с неприятными последствиями для бизнеса, на требования нужно отвечать.
Хотите избавиться от головной боли с вашей бухгалтерией?
Просто подключите ГенШтаб